Cело Снижа

Спешит, торопиться поскорее, встретиться с Сеймом река Свапа.
На ее живописных берегах, словно бусинки на голубой нитке, нанизано
немало когда-то многолюдных сел. Одно из них – Снижа
.

П.Исаков,
член Союза журналистов России


7 мая  1621г. первое у поминание о Сниже, найденное в древних рукописях. Но село существовало и ранее, возможно, еще во времена Киевской Руси. В документах 17 века на реке Свапе указана крепость Свапа. Эта крепость входила в состав передовой засечной черты.
Свапа в древние времена могла называться Вопа. Каким же образом название реки Вопа могло стать Свапой? Известно,  что балтийские племена - ближайшие родственники славян. В те древние времена, когда в Посвапье пришли славяне  (конец V-VIII века), они понимали балтский язык и знали, что Вопа - это река.  Но в то же время, И. И. Срезневский,  крупнейший специалист по древнерусскому языку, слово "вапа" расшифровывает как озеро, лужа.  Именно поэтому,  славяне в разговоре между собой, чтобы отличить название этой реки от других, говорили: река, что вытекает из  озера, - "с Вапы". Так постепенно название реки Вопа перешло в Свапу.
 Первая попытка организации судоходства на реке Свапе относится к временам Петра 1, когда рассматривался вопрос о  соединении каналом р.Оки и р.Свапы, однако эта затея не была осуществлена.
Время расцвета судоходства на реке Свапе относится к 1780-1800 гг.
Жители с. Снижа плавали до 1941г. до села Михайловка на катерах. Привозили домой свечи, соль, пеньку.
Недалеко от села имеется небольшая земляная насыпь в виде кургана. Возможно, это остаток вала из проходившей здесь засеки. Возможно и другое объяснение: это могильник или разрушенное городище. Здесь часто находят гладкие каменные ядра размером с гусиное яйцо, сделанные из глины, а затем обожженные. Среди находок есть остатки керамики, оружия. Раскопки свидетельствуют о нахождении и пребывании здесь человека в эпоху палеолита.
Само название «Снижа», возможно, значит – «тихое, низкое место». Это означало, что люди поселились в тихом, уютном местечке на реке. По другой версии первоначальное название «Снижа» было как Сниже, что означало «ниже, низкое место».
Первоначально в селе была только одна улица вдоль реки, на ней стояло около 20 дворов.

Дореволюционное время

В 17 веке Снижа принадлежала отставному прапорщику Д.И. Ломакину, затем, в 1756 г.  было приобретено Ю.О.Износковым.
Позже владелицей села стала помещица А.С. Безобразова (Приложение к трудам редакционных комиссий для составления положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Сведения о помещичьих имениях. 1860 год.), при которой был построен сахарный завод. Это было в семи верстах от уездного города. Сахар сбывали в Москву и на Коренской ярмарке. Управлял сахарным заводом крепостной Василий Немцов. Завод привлекал на сезон 50 мужчин и 20 женщин.
Лучшие земли в Сниже принадлежали помещикам Суходолову и Макарову. Потом у них землю купили помещики Гаевский и Немцов. У Немцова было около 100 га земли. Много земли принадлежало барину Гаевскому, где в настоящее время расположен бывший колхозный сад. В это время в селе уже насчитывалось 300 дворов, около 1000 жителей.
Улицы села носили следующие названия:
  • центральная улица, где располагалось усадьба помещицы, называлась "Безобразовкой";
  • улица "Золотой поселок" - так называлась в шутку, потому, что там всегда после дождя стояли лужи и была непролазная грязь.
  • "Речная" проходит по берегу реки  Свапа.
  • улица "Новоселовка" самая красивая, здесь селились зажиточные крестьяне.
  • "Грачевка" названа по имени первого поселенца М. М. Грачева.
  • "Суходоловка" - улица, проходящая вблизи луга.
  • улица "Гаевский шлях" название свое получила потому, что здесь была дача богатого промышленника Гаевского. Сюда он приезжал на карете, которая часто утопала в грязи и крестьяне тащили эту карету на себе.
  • "Лесная" - находится около леса.
Усадьба помещицы вся утопала в цветах, особенно много было роз, за которыми ухаживал садовник, выписанный из Москвы. При помещице Безобразовой были построены четыре мельницы, две кузницы.
Здесь в селе была своя пекарня, столовая, сохранившаяся до нашего времени.
В усадьбе помещицы были построены конюшни, где содержались породистые лошади. В 70-90- гг. XIX века начали происходить перемены в социальном укладе в деревни, в нее проникали капиталистические отношения.
Крестьянство расслаивалось: небольшая группа богатела и составляла слой кулаков, а большинство беднело и превращалось в деревенских пролетариев.
Например, кулак Чижиков И.В. владел 30 десятинами земли, держал 20 лошадей и имел 5 постоянных и 30 сезонных работников.
Культурно-промышленную основу села составляли: церковь, церковно-приходская школа, лавка, мельницы, сахарный завод, маслобойни.
Советская власть в селе Снижа была установлена в 1918 году. После Великой октябрьской революции крестьяне жили несколько лет единолично. В 1928 г. был организован колхоз, который назывался «Красный пахарь». В 1923 году была открыта школа, там было всего 4 класса.
С 1941 года Дмитриевский район находился в оккупации. Начались тяжелые времена. Основной метод действия оккупантов – кровавый террор, массовые убийства, репрессии. В городе Дмитриеве и районе было расстреляно и повешено свыше 2 тыс. мирных жителей. Среди них была учительница  А.И.Булавинцева.

Знаменитые люди нашего села

Анастасия Ивановна Булавинцева - первый директор школы.
Парфёнов Анатолий Иосифович.
Жарченков Владимир Семёнович
Козлов Владимир Иванович
Снижанцы, храбро сражавшиеся на фронтах Великой Отечественной войны.

Послевоенное время

5 марта 1943 года Дмитриевский район был освобожден от немецких захватчиков и началось восстановление хозяйства. В послевоенный период село Снижа было радиофицировано и электрифицировано, было проведено водоснабжение. 
В 1963г. колхоз был переименован в «Заветы Ленина». В 1975 году была построена новая двухэтажная школа. 
Для специалистов сельского хозяйства были построены дома с удобствами на улице Садовой. На 2,5 га были расположены теплицы, где выращивали помидоры, огурцы и другие овощи. В 80-х гг. построены  детский сад, баня, прачечная, дорога с твердым покрытием до райцентра,  Дом культуры с кинозалом на 200 мест, комнатами для занятий танцами, репетиций, хора, для игры в бильярд, шахматы и т. д.
Заведовал Домом культуры Жарченков Владимир Семенович. При нем создана была агитбригата «Снижаночка», работали кружки художественного чтения, фотокружок, успешно выступал хор на районных смотрах.

Какие же праздники отмечают жители нашего села?

Одним из самых красивых и торжественных христианских праздников  - Рождество Христово. Во всем христианском мире, в том числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с особым благоговением. Праздник Русской Старины в Снижанском Доме культуры проводится ежегодно. В этот день повсюду стоят украшенные елки, символизирующие евангельское древо, горят свечи, подобные тем, что горели в Вифлеемском хлеву. В рождественские ночи дети выходят на улицы с пением песен – колядок. Сейчас возрождается самый древний из праздников – Святки. Как вспоминают старожилы села – деревенские жители, независимо от пола и возраста, ходили по селу и, войдя в ту или иную избу, а чаще всего под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые «колядками».
Одним из любимых праздников снижанцев является праздник Масленицы.

Фольклорный коллектив  Снижанского Дома культуры принимал участие в работе Курской Коренной ярмарки. 
С началом весны совпадает начало Великого поста. В День сорока мучеников (Сороки) пекли кулика – обрядовое печение. С ним связаны обряды выхода в огород для заклички весны. Особая связь с весной кулика усматривалась в связи кулика с водой – весной, «открывается» не только земля, но и вода.
В настоящее время отмечают современные праздники. Например, «Наши годы – не беда». Проходит праздник в декаду пожилых людей. В Доме культуры проводятся красочные обряды регистрации свадеб. Еще новая традиция, которая прижилась в нашем селе, – это обряд имянаречения. Издавна на Руси в честь новорожденного сажали дерево. В честь мальчика – тополек, а в честь девочки – березку. И мы возобновили эту традицию.

Легенда села Снижа о престольном празднике – Смоленской Божией Матери

По православному календарю 10 августа – почитание иконы Божией Матери Одигитрия (Путеводительница), которая является одной из главных Святынь Русской Православной Церкви.
Для жителей нашего села это не просто религиозный праздник – это престольный праздник.

Существует легенда, согласно которой в нашем селе почитают икону Смоленской Божией Матери. Данная легенда записана со слов Жарченковой Зинаиды Федоровны. Вот что она рассказала:

«Эта история передавалась в нашей семье из поколения в поколение от прабабушки Агриппины Андреевны.
Произошло это событие очень давно, но точно помнят дату – 28 июля, по новому стилю – 10 августа.
День был жарким, а вечер выдался тихим, теплым. После дневного зноя в избе было прохладно и, справившись с домашними делами все легли спать. Ночью проснулись от страшного крика: «Пожар!», «Горит село!!!».
Только успели выскочить из избы, как рухнула крыша.
Нижняя улица и вправо и влево от дома помещика была застроена густо: людей всегда тянет ближе к воде.
И огонь пошел гулять по избам в разные стороны от избы Жарченковых.
Горели избы, ветхие сарайчики. Лето было на редкость сухим и жарким и избы вспыхивали как свечи. Огонь так быстро шел по крышам, да с таким треском, будто там поверху был насыпан порох.
Особенно жители села опасались, если огонь подберется близко к ригам, ведь там хранилось зерно, снопы стояли еще не обмолоченные. И тогда начнется голод.
Повсюду слышались крики отчаяния, люди были в панике, по улице  носились ребятишки.
На пожар сбежалось все село, но похоже не нашлось никого, кто сумел бы остановить эту стихию. Было такое ощущение, что пожар бросили тушить, а только вытаскивали то, что можно было вынести.
Одна старушка вынесла из своей избы икону и стала молиться: «Пресвятая Богородица! Помоги нам грешным! Отведи огонь!» Просила старая женщина и взывала к святой иконе: «Ты верным людям – Всеблагая Одигитрия, Ты – Смоленская Похвала и всея земли российская – утверждение! Радуйся, Одигитрия, Христианам спасение!»
И произошло чудо – ветер повернул в другую сторону и  огонь стал стихать. Отошла эта страшная ночь – наступило утро…
Выгорела половина села, но все же пожар был остановлен. Отчего он произошел, никто не знает и не помнит, но жива память о чудодейственной силе святой иконы до сих пор».


Не случайно икона «Одигитрия» - Путеводительница, на которой Младенец и Мария прямо обращены к молящимся помогла погасить беспощадную стихию – пожар в Сниже именно 28 июля (по новому стилю 10 августа).

Природа края

С. Снижа расположено в Дмитриевском районе Курской области на обширной Среднерусской возвышенности,  которая представляет собой волнистую равнину, лежащую примерно на 170 м. над уровнем моря.
Климат Курской области континентальный, с жарким летом и сравнительно холодной зимой. Весна наступает дружно,  однако погода в апреле и мае бывает неустойчива.
"Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом,
опять весна душистая
Повеяла крылом"
(А. Фет).
Самые знойные дни стоят в июле, в это время дозревают хлеба на полях.
"Отяжелело, тихо колыхаясь,
В июльском зное дозревает рожь,
Войди в нее, взмахни вперед руками
И, как по водной глади, поплывешь".
(Н. Истомин)
Осень в нашем крае наступает в сентябре. В середине октября под утро тонкий ледок сковывает мелкие лужицы.  Начинаются заморозки:
"Иней бледно-серебристый
На привянувшей траве,
Вся в огне зари лучистой
Осень спряталась в листве".
(Н. Овчарова)
Приходит зима, холодная, снежная, а в феврале обычно вьюжная.
"На небе ни клочка лазури,
в степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело". (
А. Фет)
В Сниже протекает равнинная река Свапа, которая лениво течет в мелких берегах, заросших аиром, стрелолистом,  осокой. Далее на мелководье встречаются рогоз, тростник, камыш. К более глубоким местам приурочены водные  растения кувшинки белые, кубышки, ряска... Рядом с рекой в болотистой низине растет редкое и охраняемое растение  валериана лекарственная.
На лугах, расположенных на правом берегу реки Свапа, наиболее богат и разнообразен  травянистый покров. Здесь преобладают тимофеевка луговая, лисохвост, клевер, тмин обыкновенный, мятликилютики, смолка обыкновенная, нивяник, шалфей луговой, тысячелистник. Эти луга используются как сенокос.
А луга по левому берегу Свапы за селом используются под выпас скота. Раньше, при выпасе скота, люди следили за  удалением сорных растений с лугов: скашивали чертополох, уничтожали ядовитые растения, срезали кочки.  В  настоящее время этим никто не занимается, луг покрывается чертополохом, крапивой и кротовинами.
Ухудшается  и экология самой реки Свапы. Михайловский горно-обогатительный комбинат оказывает негативное воздействие на флору и фауну реки. При добычи железной руды вокруг карьера откачиваются подземные воды, в связи с этим уровень грунтовых вод понижается, что сказывается на полноводности реки Свапы - она мелеет.
Но тем не менее берега реки Свапы остаются очень живописны.  спокойную красоту этой реки описал наш местный  поэт Владимир Жарченков:

"Хорошо над Свапою пробродить до рассвета
Вспомнить юности давние годы свои,
Там, в заречных лугах, пахнет травами лето
И смолкать не хотят колдуны-соловьи.

Из прибрежных ракит голос старой гармошки
вновь поманит туда, где роса да луна...
Ах, как годы летят! Даже грустно немножко:
Скоро выбелит в снег мне виски седина.

Лягу в росной траве, улыбнувшись былому,-
отшумела навек молодая пора
Не хочу вспоминать ни худого ни злого-
Сердцу хочется жить для любви и добра.

Тают звезды в дали, слово голос напевный,
Золотая заря воду пьет из реки.
солнце мирно встает над моею деревней,
Новый день настает, Счастья вам, земляки!

В пойме реки Свапа прижились и расселились бобры. Зверьки живут в норах по берегам реки. На заболоченных берегах сооружают хатки из стволов и веток и скрепляют их илом. На мелководье строят плотины. Питаются летом
водными и прибрежными растениями, на зиму запасают себе корм, подгрызая деревья и кустарники,  и складывая у входа в нору. Бобры относятся к строго охраняемым животным. Также в реке обитает речная выдра. Она ведет скрытный образ жизни, мех ее высоко ценится и охота на нее ограничена. К ценным пушным зверькам относится и выхухоль (ровесница мамонтов). Это небольшой зверек до 20 см. длиной, живет в норах по берегам реки, питается червями, пиявками, моллюсками, рыбой, корневищами растений. Прекрасно плавает. Численность зверька небольшая, он занесен в Красную книгу Российской Федерации.
В реке обитает до 30 видов рыб, таких как сом, щука, лещ, линь и т. д.
Река Свапа является любимым местом отдыха жителей и наш маршрут проходит вдоль живописных берегов этой реки от Снижанского до Расстригинского леса.

Леса, окружающие наше село, в основном сосновые, но островками встречаются дубравы и березовые рощи. Травянистый покров в лесах разрежен, местами на полянках цветет лекарственное растение майский ландыш. В лесах много грибов, особенно маслят. Лиственные леса солнечные, светлые с богатым подлеском из цветущих трав. Здесь можно увидеть первые весенние цветы: желтые звездочки гусиного лука, голубая пролеска, золотистые цветки ветреницы лютичной, бледно-желтые первоцветы. Недолго живут эти первые весенние цветы - только до появления на деревьях листьев и кустарников. Их сменяют купена аптечная, медуница лекарственная, в ивняках - валериана лекарственная и другие. Леса ежегодно обновляются путем посадки деревьев. Леса не только украшают нашу землю, они являются друзьями человека, предохраняют реки от обмеления, смягчают климат. Леса являются сокровищницами здоровья, очищают воздух, поглощают углекислый газ, выделяют кислород и фитонциды. В них обитают крупные животные: лоси, косули, кабаны. Все эти животные взяты под охрану Государства. На территории нашего края много птиц, одни из них живут круглый год, другие прилетают на лето. Издревле славится наша земля соловьями. О курских соловьях писал А. Н. Некрасов:
"А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа,
Поют и свищут соловьи,
Звонче и слаще хоровода..."

Весной первыми прилетают грачи, а последними - деревенские ласточки, а петь первыми начинают жаворонки.
Ученики нашей школы ежегодно делают весной скворечники для птиц, а осенью кормушки для подкормки пернатых.
 
 Вот такое наше село Снижа!